Итоги Конкурса образовательных продуктов

С 20 по 22 июля в Технопарке «Саров» прошло финальное мероприятие проекта “Облачная школа инженерного образования” — Конкурс образовательных продуктов. Проект реализовывался в Нижегородской области с конца 2017 года  Школой информатики «Вектор++» при поддержке Фонда президентских грантов. Участниками проекта  стали больше 1000 школьников 7-х, 8-х и 9-х классов.

Конкурс образовательных продуктов — это новый формат инженерно-технических соревнований, который ориентирован на вовлечение школьников в создание собственных образовательных практико-ориентированных наборов.

Для того чтобы победить, школьникам необходимо было, собрав команду, подготовить коробку с набором элементов, с помощью которых можно провести серию опытов и экспериментов, наглядно демонстрирующих какой-либо закон физики или другой STEM-дисциплины.

В конкурсе могли принять участие команды из Нижегородской области, в составе от 3 до 6 школьников, готовых совместно с наставником создать собственный образовательный продукт. Всего на конкурс было подано 17 заявок из 8 городов и сёл. С каждой командой руководителем проекта «Облачная школа инженерного образования» была проведена серия подготовительных консультаций, которые позволили выявить 12 команд, работа которых оказалась наиболее продуктивной — они и стали финалистами Конкурса.

Тема образовательного продукта
+ ссылка на страницу команды
Населенный пункт и образовательная организация Наставник
1 Сообщающиеся сосуды  Арзамас
Православная гимназия
Гринина
Ирина Михайловна
2 Резисторные датчики Арзамас

Арзамасский Лицей

Кочешков
Дмитрий Сергеевич
3 Свойства жидкостей Богородск
Школа № 1
Тебекина
Наталья Николаевна
4 Практическая математика Богородск

Школа № 7

Чернова
Наталья Владимировна
5 Камера-обскура Воскресенское
Воскресенская СШ
Зайцева
Галина Юрьевна
6 Геометрическая оптика Дзержинск
Школа № 2
Перминов
Андрей Олегович
7 Автоматизация определения скорости остывания жидкости Кстово
Лицей № 7
Чандаева
Светлана Александровна
8 Оптические явления Павлово
Школа № 9
Лукина
Марина Сергеевна
9 Практическое решение технических задач при помощи законов физики «ДвижОк» Саров
Школа № 14
Ерышова
Ирина Александровна
10 Геометрическая оптика своими руками Саров
Лицей № 3
Маначинская
Людмила Александровна
11 Практическое решение технических задач при помощи законов физики «Мотор» Саров
Школа № 14
Пантелеев
Василий Александрович
12 Визуализация искривления пространства времени, телами различной массы Саров
Лицей № 3
Шмонова
Татьяна Михайловна

54 участника команд и 12 наставников участвовали в финале Конкурса все 3 дня с 20 по 22 июля. Официальная программа Конкурса образовательных продуктов проходила в Бизнес-инкубаторе Технопарка «Саров», питание было организовано в столовой технопарка, иногородние участники (не из ЗАТО «Саров») проживали в комфортных таун-хаусах гостиничного комплекса Технопарка «Саров».

За это время команды вместе с наставниками и экспертами смогли не только провести презентации своих образовательных продуктов и определить победителей, но и поучаствовать в образовательной и культурной программе, организованной командой проекта «ОШИО».

Центральным событием Конкурса стала публичная защита командами своих образовательных продуктов

Представляем Вашему вниманию команду экспертов жюри Конкурса образовательных продуктов

ШПЕРХ

Анатолий Альбертович

(г. Санкт-Петербург)

Преподаватель информационных технологий, руководитель «Школы инженерного мышления в «Лаборатории непрерывного математического образования»

ЛОБОК

Александр Михайлович

(г. Москва)

к.ф.н, д.п.н. психолог высшей категории, психотерапевт, тренер. Автор книг и программ по развитию детских образовательных потребностей и способностей

МОЛЬКОВ

Андрей Сергеевич

(г. Нижний Новгород)

Проректор по учебно-методической работе, координатор новых образовательных инициатив в ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования»

ПИГАЛИЦЫН

Лев Васильевич

(г. Нижний Новгород)

Народный учитель России, председатель Нижегородской ассоциации учителей физики и информатики. Начальник отдела в Нижегородской радиолаборатории при Музее связи

КУЗНЕЦОВ

Пётр Германович

(г. Саров)

Декан факультета довузовской подготовки Саровского физико-технического института (филиал НИЯУ МИФИ), преподаватель экспериментальной физики

АЛЕКСАНДРОВ

Василий Петрович

(г. Москва)

Руководитель нейролаборатории «CommON», куратор проектов по нейротехнологиям ведущий мастер-классов по нейромаркетингу и нейроинтерфейсам

Василий Александров  привёз с собой нейрогарнитуры и специальный софт, которые позволяют расшифровывать эмоции человека в реальном времени и фиксировать эти показатели в базе данных. Для использования этой технологии на пользу судейства было выбрано 2 добровольца-школьника, которые смотрели презентации вместе с жюри, а их эмоции «записывались», что потом помогло жюри сделать более взвешенное решение.

Каждой команде на презентацию образовательных продуктов давалось не более 10 минут. Участники воспользовались этим временем по-разному, некоторые команды сконцентрировались на практике экспериментов и демонстрации наборов в действии, другие наоборот, больше сконцентрировались на презентации образовательной составляющей.

Жюри оказалось достаточно строгим, эксперты задавали серьёзные вопросы как по методической части наборов, их техническому исполнению, так и по личной мотивации участников команд к участию в конкурсе.

 Презентации длились более 5 напряжённых часов, но по итогу компетентному жюри всё-таки

  удалось выявить 4 команды-победителя:  

Город, наставник и образовательная организация

Победители Конкурса образовательных продуктов Название проекта
Богородск
Школа № 1
Тебекина
Наталья Николаевна
Широкова Владислава Андреевна
Шувалов Алексей Александрович
Червяков Александр Владимирович
Модин Иван Петрович
Нуждин Дмитрий Вадимович
Свойства жидкостей
Дзержинск
Школа № 2
Перминов
Андрей Олегович
Рябинин Иван Дмитриевич
Ерошин Виталий Сергеевич
Киселева Екатерина Романовна
Кобызев Илья Сергеевич
Перминова Дарья Андреевна
Салятов Юрий Леонидович
Геометрическая оптика
Арзамас
Лицей
Кочешков
Дмитрий Сергеевич
Рьянов Артём Евгеньевич
Лагодюк Данила Федорович
Кукушкин Максим Дмитриевич
Мухатдинов Ярослав Матвеевич
Резисторные датчики
Саров
Лицей № 3
Маначинская
Людмила Александровна
Брагина Марина Юрьевна
Кравцова Дария Сергеевна
Шекуров Станислав Львович
Харитонов Владислав Владиславович
Геометрическая оптика своими руками

Кроме защиты своих образовательных наборов перед экспертным жюри

школьники участвовали в следующих активностях:

  1. Александр Робуль (советник по развитию АО «Технопарк «Саров») провёл обзорную экскурсию по Технопарку (с посещением центра прототипирования), из которой участники конкурса узнали, какие компании работают в Технопарке и какими производственными возможностями они обладают.
  2. Представители ООО «Саровский инженерный центр» (резидент Технопарка «Саров») провели лекцию «Имитационное моделирование сложных физических процессов», в которой рассказали о том, как современные программные пакеты помогают проводить испытания и опыты в виртуальной реальности.
  3. Геннадий Насыров (старший преподаватель проекта «ОШИО», руководитель НОП «ЛабОбраз») провёл практикум решения задач с применением виртуальных лабораторий, позволяющих наглядно представить с помощью компьютера важные моменты изучения физики.
  4. Андрей Додин (руководитель проекта «ОШИО») провёл семинар об искусстве убеждения и ведения презентаций, представил медиатеку проекта «Облачная школа инженерного образования», которая объединяет полезные для изучения точных наук ресурсы в сети Интернет, а также помог участникам подготовиться к выступлениям на конкурсе.
  5. Татьяна Веселова (методист саровского Дворца детского (юношеского) творчества) провела для ребят увлекательную спортивно-технологическую игру-викторину QR-квест, участвуя в которой ребята узнали интересные факты об истории города Саров.
  6. Представители Научно-производственной площадки «Лаборатории образования» провели для участников 2 практикума по созданию инженерной игрушки «Катамаран на электрической тяге» из комплекта деталей. Каждый участник собрал своё собственное судно, испытал его в бассейне и забрал себе.
  7. Лев Пигалицын (эксперт жюри Конкурса) провёл 3 инженерных практикума по управлению микроконтроллерами Arduino UNO, на которых участники получили в подарок собственные стартовые наборы для занятий программированием и робототехникой.
  8. Анатолий Шперх (эксперт жюри Конкурса) провёл 2 дискуссионные сессии «Эффективные форматы развития инженерного образования» и «Технологические тренды, влияющие на рынок труда и образование», на которых удалось подробно разобрать требования к современным инженерам и подходы к их обучению.
  9. Александр Лобок (эксперт жюри Конкурса) провёл 2 интерактива «Искусство образовательного азарта» (для учителей и родителей) и «Как быть собой, когда всем нужно, чтобы ты был как все?» (для подростков), каждый из которых запомнился своей взрывной энергетикой и нетривиальными подходами.
  10. Василий Александров (эксперт жюри Конкурса) провёл лекцию об актуальных трендах в нейро-науках, влиянии нейро-физиологии на принятие решений, а также провёл индивидуальные практикумы по пилотированию квадрокоптера с помощью нейро-гарнитуры. 
  11. Команда волонтёров проекта «Облачная школа инженерного образования» организовала для участников конкурса развлекательную и культурную программу: просмотр документальных фильмов от компании «Навигатум» — ведущего российского разработчика профориентационного контента, соревнования по пинг-понгу и настольным играм, трансляцию международного марафона по дистанционному образованию «Ed2People», танцевальное шоу и дискотеку.

Все 54 участника-школьника Конкурса получили в подарок образовательные наборы «Экспериментариум: Arduino — стартовый набор» и дипломы финалистов Конкурса образовательных продуктов.

19 победителей Конкурса образовательных продуктов получили в подарок образовательные наборы «Экспериментариум: Электричество» и  дипломы победителей Конкурса образовательных продуктов.

12 наставников получили официальные благодарности от проекта “Облачная школа инженерного образования”, комплекты образовательных наборов для создания инженерных игрушек для своей команды и премии за подготовку команд-финалистов. Также в подарок от партнёра конкурса компании «Навигатум» наставники получили лицензию на использование в учебных целях нескольких профориентационных мультфильмов из мультсериала «Калейдоскоп профессий».

22 июля был открытым днём Конкурса образовательных продуктов, поэтому лекции, дискуссии и интерактивы были доступны для всех заинтересованных людей из Сарова, Дивеево и других ближайших населенных пунктов. 13 активных участников финального дня Конкурса, приехавших на мероприятие в качестве зрителей и хорошо проявивших себя в дискуссиях и практикумах получили в подарок от проекта «ОШИО» образовательные наборы «Экспериментариум: Электричество». Всего в мероприятиях Конкурса образовательных продуктов облачной школы приняло участие более 200 человек.

Программа открытого дня
Конкурса образовательных продуктов
ТЕХНО-ВЫЗОВ

ОТЗЫВЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ, НАСТАВНИКОВ И УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА:

Додин Андрей Алексеевич (руководитель проекта «ОШИО»):

Только уже после проведения Конкурса образовательных продуктов стало действительно понятно, на сколько полезный и ёмкий формат интеллектуальных соревнований мы создали. Наши конкурсанты готовили не теоретические работы и учебные проекты, как происходит на многих подобных мероприятиях – они создавали образовательные продукты! Продукт, ведь, чтобы таковым являться, должен отличается высокой степенью законченности, иметь понятное назначение и проверенную полезность. Пройдя весь путь по созданию образовательного набора участники команд не только лучше изучили тематику, которую разрабатывали, углубились в знания, но и осуществили материальное их воплощение в наборе конкретных экспериментов. Получилось, что они вместе с наставниками обучились сами и  в это же время создали идеи для обучения других. Приглашаю всех заинтересованных лиц к развитию данного формата. Подробности на нашем сайте ОШИО.РФ.

Шперх Анатолий Альбертович (эксперт проекта «ОШИО», г. Санкт-Петербург):

Пожалуй, самой удивительной особенностью этого конкурса является то, что мы в самом деле перевернули процесс обучения: Дети, ученики, которые все еще привычно воспринимаются учителями как объект обучения, вдруг стали активными акторами педагогического взаимодействия.  В самом деле – формально мы видели еще один конкурс по проектной деятельности. Очень неплохо организованный, с любопытными законченными проектами, которые учащиеся выполняли вместе со своими наставниками, и защищали перед строгим жюри. Мне, как руководителю инженерной школы, особенно грело душу, что большинство предложенных проектов носило отчетливый инженерный характер – дети показали, что они умеют придумывать новые инженерные решения, создавать различные конструкции, применять их для решения различных задач. Но все это – не самое главное. Было еще нечто, что отличало этот конкурс от вереницы подобных, где дети из учебных конструкторов решают учебные же задачи. Они пытались учить нас, учителей, как именно они представляют процесс обучения, что именно нам,  учителям, не хватает, чтобы этот процесс стал на самом деле интересным и увлекательным. И пусть это не у всех получилось – стереотипы есть не только у взрослых – но очень важно, что дети об этом думают. И не просто мечтают («придумаю-ка я, какой будет школа будущего»), но создают  законченные продукты, которые можно использовать прямо сейчас. И вот теперь ход за нами, учителями. А нам-то эти абсолютно новые пособия и модели, наглядные материалы и методички – нужны? Мы готовы изменяться? Вот в этом – главный смысл конкурса. И, что особенно радует – вовсе не единственный.         

Пигалицын Лев Васильевич (эксперт проекта «ОШИО», г. Нижний Новгород):

Сегодня все сложные технические устройства: компьютеры, смартфоны, наборы для робототехники и другие «умные» игрушки дети получают в готовом виде – у них просто не остаётся пространства для творчества и изобретательства. Нет потребности создавать что-то самостоятельно, разбираться в основах микроэлектроники. Ребёнок может собрать по инструкции сложнейшего робота, но при этом так и не понять как он работает, на каких физических явлениях основаны его датчики, как его починить в случае поломки. Поэтому в начале работы с каждым проектом надо подробно разобрать устройство, назначение каждой детали, ее параметры, принцип действия и особенности применения в данном устройстве. Важно дать возможность ребенку самому изготовить датчик или элементы конструкции на 3D-принтере или ЧПУ. Конкурс образовательных продуктов как раз помогает ребятам понять практическую полезность получаемых знаний, приглашает заняться разработкой образовательного оборудования, помогающего изучать физику, алгебру и другие точные науки.

Лобок Александр Михайлович (эксперт проекта «ОШИО», г. Москва):

Настоящая школа жизни происходит за границами общеобразовательных школ — это будущее образования 21 века.  Точки прорыва классно-урочной модели рождаются тут и там. Креативный ресурс талантливых детей не помещается в линейную логику школьных программ. Потому-то форумы такого рода — это важная форточка возможностей для детей, которые могут и должны быть востребованы завтрашней, реформированной экономикой, ориентированной на приоритет творческого интеллекта и производство нового знания.

Зайцева Галина Юрьевна (наставник команды из Воскресенской средней школы):

Организация конкурса на высоком уровне. Ребята приобрели бесценный опыт общения, они также посмотрели другие конкурсные работы, сравнили — отмечая сильные и слабые стороны. Думаю, именно такое сравнение и дает толчок к развитию в будущем. Отмечу прекрасные условия для проживания гостей, питание и всю организацию  мероприятия – каждый из организаторов помогал чем мог, прекрасно работала волонтерская бригада. Важно продолжить работу по развитию инженерного образования в будущем.

Гринина Ирина Михайловна (наставник команды из Арзамасской православной гимназии):

Огромное спасибо! Видна большая работа, много интересных гостей. Понравилась программа всех дней, лекции для учителей, инженерные практикумы, Хотелось бы, чтобы данное мероприятие стало ежегодным.

Смагин Дмитрий (участник команды из Школы № 9, г. Павлово):

Мне всё понравилось: участие в конкурсе, просмотр презентаций и создание инженерных  игрушек. Я желаю проекту дальнейшего развития — я верю, что облачные школы — это следующая ступень развития образования.

Кравцова Дария (участник команды из Лицея № 3, г. Саров):

Конкурс произвёл на меня огромное впечатление, оставил массу положительных эмоций, я приобрела много интересных знакомых, с которыми очень хочу продолжить общение. Отдельное спасибо за преподавателей — лекции очень понравились.

Перминова Дарья (участник команды из Школы № 2, г. Дзержинск):

Реальность превзошла ожидания, всё изумительно! Буду рада участвовать снова, я не пожалела, что поехала сюда и смогла окунуться в атмосферу науки.

В рамках реализации проекта
«Облачная школа инженерного образования»
также были достигнуты следующие результаты:

Проектом «Облачная школа инженерного образования» в партнёрстве с  Нижегородским институтом развития образования (ГБОУДПО «НИРО») были проведены курсы повышения квалификации «Использование технических средств и виртуальных лабораторий в деятельности учителей физики в контексте требований ФГОС». 60 участников курсов изучили бесплатные программы и сервисы, которые позволяют сделать обучение точным наукам наглядным и интересным.

МАТЕРИАЛЫ ИНТЕНСИВА
ДОСТУПНЫ

ПРОВЕДЕНЫ  ИНЖЕНЕРНЫЕ  ПРАКТИКУМЫ

В  ШКОЛАХ  НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ОЛИМПИАДА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Организована областная инженерная олимпиада, в которой приняло участие 733 школьника из 7-9-х классов, 68 из которых стали победителями и получили образовательные наборы «Экспериментариум: Электричество».

МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДЫ

ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

Отчёт с мероприятий в Семенове

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Нижнем Новгороде

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Борском районе

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Дзержинске

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Кстове

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Павлове

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Выксе

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Арзамасе

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Сарове

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Дивеево

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Первомайске

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Кантаурово

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Новинок

Подробнее

Отчёт с мероприятий в Починок

Подробнее

Проект «Облачная школа инженерного образования» (ОШИО.РФ)

реализован ЧОУДОД «Школа информатики «Вектор++»

с использованием гранта Президента Российской Федерации

на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект «ОШИО» реализован совместно с партнёрами:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПАРТНЁР:  СарФТИ НИЯУ МИФИ

ДРУГИЕ ПАРТНЁРЫ:

Если вам интересен наш проект

Расскажите про него своим друзьям в соц. сетях