С 19 по 21 июля 2019 года в Технопарке «Саров»
прошла очная сессия Фабрики инженерного творчества
проекта «Облачная школа инженерного образования» (ОШИО.РФ),
которые реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
В мероприятиях финала проекта приняли участие 20 педагогов школ Нижегородской области. Все они привезли с собой свои разработки – инженерные игрушки, которые одновременно интересные, образовательно-полезные и достаточно простые, чтобы их смог повторить даже первоклассник. Когда все созданные игрушки были выставлены на импровизированной выставке в холле, педагоги пожалели, что не могут прямо здесь и сейчас показать их своим воспитанникам. Ведь это лучшее для ребят мотивация, увидеть, что делают другие, и сделать лучше или иначе.
В рамках программы, учителя делились своим опытом и слушали лекции по различным направлениям развития инженерного образования, презентовали свои педагогические разработки и участвовали в инженерном практикуме, делали новую игрушку, предложенную организаторами.
Несколько слов о наиболее запомнившихся частях этого небольшого, по числу участников, но очень ёмкого по содержанию мероприятия.
Руководитель проекта «Облачная школа инженерного образования» Геннадий Насыров рассказал о том, что зачастую многие педагогические приёмы, используемые для обучения детей оказываются слишком сложны для восприятия. И чтобы добиться результата многие вещи следует сначала объяснить не с точки зрения математической теории, а через более понятные образы, буквально на пальцах или жизненных примерах. Ребёнку очень важно дать понять, что знания точных наук – это прежде всего полезны для жизни, а уже потом для школы.
Андрей Додин (сотрудник Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ) – рассказал о мотивационных приёмах, которые следует использовать для того, чтобы привить детям интерес к техническому творчеству и о том, как объяснить им, что их первые поделки и учебные проекты – это уже созданные шаг в профессию инженера. В докладе было представлено более 20 методик и форматов мероприятий, позволяющих удержать детей на технологической профессиональной траектории, чтобы в будущем они стали полезны и востребованы в экономике.
Владимир Аксёнов (преподаватель Московского государственного университета) – подключился к встрече в Технопарке из своей московской лаборатории и рассказал о важности и ценности развития устного счёта у детей в докладе «Устный счет Рачинского». Он рассказал о практиках обучения, которые использовались для этого ещё в царской России, а также передал присутствующим преподавателям перечень увлекательных задач по устному счёту, которые продемонстрируют любому желающему силу и полезность этого навыка.
Владимир Руденко (сотрудник Института теоретической математической физики РФЯЦ-ВНИИЭФ) рассказал о программном комплексе MASTER PROFESSIONAL, который предназначен для численного моделирования задач физики взрыва и удара, с которой справится даже школьник. Программа адаптирована для использования даже неподготовленными пользователями и может стать хорошей наглядной демонстрацией многих физических процессов.
Артём Мусин (сотрудник школы «Летово») рассказал о том, как создавалась и как функционирует Международная школа для одаренных детей «Летово». Это уникальный для Российской Федерации проект, который позволяет талантливым детям оказаться в уникальной образовательной среде, способствующей всестороннему развитию. Артём рассказал, как работает отбор детей в эту школу и подробно разъяснил об особенностях системы дополнительного образования, к которой может подключаться школьники и педагоги со всей России.
Мешкарева Ирина (учитель средней школы №9 г. Выкса) провела лекцию на тему «Волновые уроки». Эта образовательная технология позволяет в обычных школьных условиях, путём грамотной кооперации учителей, преподающих разные дисциплины, добиться впечатляющих результатов. Связав несколько последовательных уроков (музыки, математики, изобразительного искусства и естествознания) в одном классе общей темой и договорившись между собой о том как один урок будет гармонично дополнять следующие можно превратить обучение в целое междисциплинарное путешествие, дающее ощутимо лучшее погружение детей в каждую из тематик.
Перминов Андрей (сотрудник Института прикладной физики РАН и учитель физики в Школе № 2 г. Дзержинска) рассказал об использовании сервера системы Moodle для проведения уроков и проверки домашних заданий, а Кучинова Любовь (учитель средней школы №9 г. Павлово) рассказала о своём опыте развития инженерных навыков у учащихся со 2-ого класса. Оба доклада доказывали, что для результативной деятельности педагога сегодня есть все необходимые условия – специальные программное обеспечение, полезные сетевые порталы, доступное оборудование и материалы и конечно же региональные конкурсы, на которых все наработки можно успешно представить.
Кроме докладов программа фабрики инженерного творчества включала содержательные дискуссии, презентации инженерных игрушек и интересную культурную программу с экскурсиями и просмотров актуальных документальных фильмов.
Главные задачи встречи – обмен опытом и согласование дальнейших совместных действий были выполнены. С новыми идеями участники разъехались по своим городам и поселкам, чтобы продолжить учить детей с новыми силами и новыми идеями.
ВИДЕО С ФАБРИКИ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА